В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. Вторым аспектом понятия станет защита образовательного процесса от любых сведений, носящих характер запрещенной законом пропаганды, или любых видов рекламы.
Информационная безопасность
Детские безопасные сайты
http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России
http://www.friendlyrunet.ru/- Фонд «Дружественный Рунет»
www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет
https://bolshayaperemena.online/ - "Большая перемена"
http://www.smeshariki.ru/ - «Смешарики
http://www.solnet.ee/ - «Солнышко»
http://www.1001skazka.com - «1001 сказка»
http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка
http://skazvikt.ucoz.ru/ – Литературный детский журнал
www.e-kniga.ru – Электронная библиотека художественной литературы
www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
www.prosv.ru – издательство Просвещение
www.lbz.ru – издательство БИНОМ. Лаборатория знаний
www.schoolpress.ru – Школьная пресса
Родителям
Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?
- Цифровая зависимость
- Вербовка и отбор детей
- Общение с незнакомцами
- Обмен фотографиями
- Опасные публикации в Интернете
- Опасные сообщества в сети
- Мошенничество в Интернете
- Селфхарм - намеренное причинение вреда самому себе
- Стримы - опасность прямых трансляций
- Видеохостинги
Советы по безопасности в этом возрасте
Дети и цифровая зависимость: признаки и методы лечения
"Признаки беды":
Ребенок отдаляется от одноклассников и друзей в реальном мире, отдавая предпочтение «виртуальному общению, находит себе лучшего друга / «родную душу» в социальных сетях»;
Ребенок зацикливается на конкретном сайте или игре;
Ребенок отдаляется от родителей, перестает разговаривать с ними на личные, волнующие его темы.
"Полезные советы"
-
Установите ограничения. На то, когда и сколько времени может проводить ваш ребенок в Интернете во внеучебное время.
-
Настройте функцию «Родительский контроль». Инструменты для отслеживания времени, проведенного в сети, помогут вам установить рамки допустимого пользования электронными устройствами или Интернетом.
-
Разнообразьте список ваших домашних дел «оффлайновыми» занятиями. Например, совместными физическими упражнениями, чтением книг или настольными играми.
- Каждый родитель должен начать с себя. Вы можете подать хороший пример независимого поведения ребёнку и сами, сократив свой досуг перед экраном ноутбука или смартфона.
Травля в сети. Что нужно знать и как защитить своего ребенка?
Травля – это ситуация, когда посредством использования электронных устройств ребенок или несовершеннолетнее лицо подвергается издевательствам с целью причинения социального, психологического или даже физического вреда. Ваш ребенок может не признаваться, что подвергается травле в Интернете из опасений лишится доступа к электронным устройствам и Интернету.
Что делать, если ваш ребенок подвергся травле в Интернете?
- Соберите документальные доказательства травли. Целесообразно сделать скриншоты, если вы решите подать заявление в полицию.
- Сообщите о факте травли администрации сайта или социальной сети, в которой это происходит. Вы также можете обратиться в Лигу безопасного Интернета по телефону или написав нам VK: 8 (800) 700-56-76, vk.com/liga.
- Заблокируйте обидчика. Посоветуйте ребенку не отвечать на издевательские сообщения, так как это может лишь разозлить обидчика и сделать хуже. Помогите ребенку заблокировать или удалить из списка друзей тех, кто занимается травлей
- Принимайте меры, если вы узнали, что идёт распространение неприятных слухов и обсуждение ребенка за его спиной, появились оскорбительные и угрожающие сообщения, изображения или видео, унизительные комментарии в сети, в которых упоминается личность ребенка.
Как распознать, что ваш ребенок стал объектом травли в сети?
- Ребенок стал скрывать от других, чем он занимается в Интернете и что делает на своих электронных устройствах.
- У ребенка изменилось поведение, он стал более замкнутым, тревожным, грустным или раздражительным.
- Ребенок стал хуже учиться, стал избегать посещения школы или секций, кружков.
Всегда важен личный пример! Следите за тревожными знаками, например, если пользование телефоном, планшетом или компьютером расстраивает ребенка, если он стал скрывать от других, чем он занимается в Интернете или вовсе замыкается в себе. Поговорите с ребенком о проблеме травли в Интернете, прежде чем он столкнется с этим сам. Вы сможете вместе подумать, как действовать в подобных ситуациях и заверить его, что он всегда сможет получить у вас поддержку.
Держим в секрете. Как в современных условиях сохранить свои персональные данные
Персональные данные – все данные о человеке, своего рода «паспорт его личности».
Их раскрытие в Интернете может привести к очень неприятным последствиям: нежелательным звонкам, спаму, краже денег и документов, аккаунтов, различным мошенническим действиям.
Современного человека ежедневно снимают сотни видеокамер, расположенных в публичных местах. Эта информация собирается, в первую очередь, государственными органами с целью обеспечения безопасности, раскрытия преступлений и т.п. Однако следует помнить, что такие видеозаписи могут попасть и в руки к шантажистам или иным злоумышленникам.
Безопасность – это непререкаемая ценность для детей и взрослых!
Как сохранить персональные данные вашей семьи?
- Следите за тем, чтобы ребенок не размещал в Интернете лишнюю информацию: где он живет, где учится, какой дорогой ходит на уроки и т.п.
- Расскажите ребёнку, что персональными данными стоит делиться только с ограниченным кругом лиц – самыми близкими. Не стоит передавать такие данные друзьям, а особенно незнакомым людям из соцсетей.
- Ребёнку надо знать, что злоумышленники могут пытаться выведать информацию и персональные данные через личные сообщения в социальных сетях. Особенно внимательно стоит реагировать на ссылки, которые незнакомцы присылают ребёнку в личных сообщениях. Лучше по ним не переходить, а неизвестные файлы – не открывать.
Активный пользователь Интернета оставляет цифровой след – иногда свой полный портрет: состояние здоровья, внешность и физические данные, привычки, места пребывания, уровень дохода, данные о личной и интимной жизни и многое другое.
Всё это может представлять интерес для преступников! Мошенничество, шантаж, травля – вот неполный список того, для чего злоумышленники могут использовать информацию о пользователях.
Следите за культурой поведения в сети, сохраняйте свою частную жизнь и конфиденциальность!
Важен личный пример. Тщательно отбирайте фото и видео, которые вы сами выкладываете в Интернет! Будьте осторожны! Не стоит надеяться на «приватные» публикации, просматривать которые может только ограниченный круг лиц, которых настраивает сам пользователь. Ведь утечка может произойти через любого из этих людей. Не помогайте мошенникам, добровольно передавая им персональные данные.
Реальная опасность. Как уберечь детей от деструктивных сообществ в сети
Социальные сети являются самым эффективным и широким по охвату инструментом, с помощью которого злоумышленники могут вербовать пользователей в разные преступные организации.
Чаще всего вербовка начинается с личного и очень навязчивого общения. Вербовщики пытаются завладеть всем вниманием и временем пользователя. Один из основных способов вербовки – маркетинговая «воронка вовлечения». Суть «воронки» заключается в том, что пользователь сначала привлекается в какую-либо группу по интересам, затем по активности в этих группах или комментариях, он отбирается и через личные сообщения приглашается в тематическое сообщество с более узкими интересами. В итоге попадает в закрытые группы и чаты, где уже происходит вовлечение в опасную и даже преступную деятельность сообществ.
К опасным сообществам относятся:
- Группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки, (в том числе движение «Колумбайн», признанное террористическим движением на основании решения Верховного суда РФ), шутеры, нацистские, неонацистские движения и др.
- Группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: зацепинг, опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, трэш-стримеры, шок-контент и др.
- Группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («синий кит» и аналогичные), анорексию и др.
- Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, феминизм, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность, зоофилию и пр.
- Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства. По данным исследователей через «кровавое аниме» популяризуется даже скулшутинг. Аниме-продукция также является лидером по депрессивно-суицидальному контенту. По данным опроса экспертов из числа сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, многие несовершеннолетние, имевшие опыт суицидального поведения, увлекались данной субкультурой.
Как обезопасить своего ребёнка?
- Обращайте внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.
- Обращайте внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия, например: сделать фото в экстремальных условиях или пробраться на закрытую территорию. Такие челленджи начинаются с простых и безобидных действий, а заканчиваются потенциальной угрозой для здоровья и жизни ребенка.
- По возможности обеспечьте регистрацию ребенка в социальных сетях со своего компьютера или номера телефона, что позволит отслеживать его действия в Интернете. Следует помнить, что ребенок, вовлеченный в деструктивные сообщества, заводит второй (третий) аккаунт в социальных сетях, который держит в тайне от родителей.
- Необходимо помнить, что первым этапом вовлечения ребенка в деструктивные сообщества является его отдаление от родителей и близких людей, провоцирование конфликтов между ними, культивирование претензий, ненависти и агрессии к родным и друзьям. Поэтому не всегда вызывающее и агрессивное поведение ребенка по отношению родителям является искренним желанием и осознанным поведением несовершеннолетнего, а лишь результатом манипуляции его сознанием со стороны преступников. Поэтому очень важно не ссориться с ребенком и не конфликтовать, а пытаться всегда оставлять возможность для диалога, искать подлинную причину его поведения и устранить ее. Старайтесь постоянно поддерживать своего ребенка.
- Постарайтесь сдерживать внешние проявления бурных реакций на агрессивное и неконструктивное поведение ребенка или содержимое его переписки. Пытайтесь говорить с ребенком спокойно, без негативных эмоций объяснить ему недопустимость его поведения или почему тот или иной контент может представлять угрозу. Ребенок должен знать об опасностях общения с незнакомцами в Интернете, а также доверять своим родителям. Важно, чтобы в случае опасности, появления странных друзей или попытки втянуть ребенка в сомнительную деятельность, он, в первую очередь, обращался за помощью к родителям.
- В случае обнаружения нежелательных контактов в соцсетях ребенка и потенциальной угрозе, необходимо сообщать в полицию, прикладывая все имеющиеся доказательства: ссылки на группы и сообщества, скриншоты переписки, ссылки на аккаунты преступников и т.д. Вы также можете обратиться в Лигу безопасного Интернета по телефону или написав нам Вконтакте: 8 (800) 700-56-76, vk.com/liga.
- Поддерживайте контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителям, информация от которых может быть весьма полезной для общего понимания интересов, сложностей и проблем ребенка, а также для принятия своевременных мер.
Документы
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Интернет-ресурсы для педагогических работников
- https://ligainternet.ru/ Лига безопасного интернета
- http://www.fid.su/projects/deti-v-internete Сайт Фонда развития Интернет
- https://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html Презентации о безопасном Интернете